Мексика. Рождество означало то же самое, что и любой другой день для тысяч мигрантов, идущих по южной Мексике: еще больше брести под палящим солнцем.
Подарков не было, и рождественский ужин состоял из сэндвича, бутылки воды и банана, которые местная церковь раздала некоторым мигрантам в городе Альваро Обрегон, в южном штате Чьяпас, граничащем с Гватемалой.
Рождественскую ночь мигранты спали на клочке картона или пластика, растянутом под навесом, палаткой или на голой земле.
Утром он, как обычно, проснулся в 4 часа утра, чтобы пораньше встать и избежать сильной жары, и пошел пешком в следующий город, Уикстла, в 20 милях (30 километрах) от него.
Карла Рамирес, мигрантка из Гондураса, которая путешествовала с другими взрослыми и четырьмя детьми, добралась до Альваро Обрегона слишком поздно в воскресенье, чтобы забрать еду, раздаваемую церковью. Поэтому им приходилось покупать все, что они могли себе позволить.
Семилетний сын Мариэлы Амайя не понимал, почему им пришлось так проводить Рождество. Амайя, тоже из Гондураса, тянула за руку своего усталого, непокорного сына, пока они шли.
«Они не понимают, почему мы должны это делать, чтобы улучшить жизнь», — сказала Амайя. По ее словам, этого не сделали и правительства Мексики и США.
«Почему они не могут нам помочь? Нам нужна их помощь», — сказала она.
Небольшая помощь пришла от местных семей, одна из которых раздавала тамале — традиционную сезонную еду — и воду проходящим мигрантам.
Среди мигрантов были как одинокие взрослые, так и целые семьи, все стремились добраться до границы с США, злые и разочарованные тем, что им приходилось неделями или месяцами ждать в соседнем городе Тапачула документов, которые могли бы позволить им продолжить свое путешествие.
Мексика утверждает, что не выдает транзитные визы, но мигранты продолжают надеяться получить какой-нибудь документ, чтобы они могли хотя бы доехать на автобусе до границы.