Верховный суд Израиля в понедельник отменил план правительства по ограничению полномочий судебной власти, что стало беспрецедентным шагом, который может вновь разжечь ожесточенную напряженность в стране, поскольку премьер-министр Биньямин Нетаньяху ведет войну против ХАМАС в секторе Газа.

Суд восемью голосами против семи постановил, что правительственная поправка к так называемому закону о разумности не должна оставаться в силе. Законопроект лишил Верховный суд права объявлять решения правительства необоснованными и стал первым крупным элементом многосторонней программы по ослаблению судебной власти, которая была принята Кнессетом, парламентом Израиля, в прошлом году.

Реформа судебной системы Нетаньяху спровоцировала месяцы яростных протестов в Израиле, поскольку граждане обвиняли его правительство в попытке ослабить израильскую демократию.

Беспрецедентное решение Верховного суда может вызвать раскол в военном кабинете Израиля, состоящем из Нетаньяху и двух видных критиков его усилий по реформированию суда, в то время как бушует конфликт в секторе Газа.

Вот что мы знаем об этом постановлении и его последствиях.

Что такое закон разумности?
Кнессет, парламент Израиля, в июле принял закон о разумности, который лишил Верховный суд права объявлять решения правительства необоснованными.

Этот стандарт обычно используется тамошними судами для определения конституционности или законности того или иного законодательства и позволяет судьям убедиться в том, что решения, принимаемые государственными должностными лицами, являются «разумными».

Доктрина разумности не является уникальной для судебной системы Израиля. Этот принцип используется в ряде стран, включая Великобританию, Канаду и Австралию.

Этот стандарт использовался в этом году, когда Нетаньяху уволил ключевого союзника Арье Дери со всех министерских постов в соответствии с постановлением Высокого суда Израиля о том, что назначать его на должности в правительстве было неразумно из-за его уголовных судимостей и того, что он заявил в суде в последний раз: году, когда он уйдет из общественной жизни.